06-03-2003 Новый мобильный телефон от Nokia отвоюет рынок у Nintendo Gameboy?На протяжении 14 лет GameBoy успешно противостоял на рынке портативных игровых платформ таким устройствам, как Lynx от Atari, Game Gear от Sega, TurboGrafx-16 от NEC, Game.com от Tiger, WonderSwan от Bandai и NeoGeo Pocket от SNK. На протяжении 14 лет GameBoy успешно противостоял на рынке портативных
игровых платформ таким устройствам, как Lynx от Atari, Game Gear от
Sega, TurboGrafx-16 от NEC, Game.com от Tiger, WonderSwan от Bandai и
NeoGeo Pocket от SNK.
Однако этой осенью Nokia, король сотовых телефонов, собирается дать
новый бой непобедимой портативной игровой платформе от Nintendo с
помощью комбинации сотового телефона и игрового приспособления,
получившей название N-Gage game deck. Презентация N-Gage для
разработчиков случится уже на этой неделе, на проходящей в Сан-Хосе
Конференции разработчиков игр.
Нада Уфина (Nada Ufina), генеральный менеджер отдела развлечений и
информации в фирме Nokia, сообщила, что N-Gage отличается от
современных портативных игровых платформ от Nintendo тем, что
использует беспроводной принцип доступа в сеть. Это должно придать
новый толчок развития некоторым видам многопользовательских игр, таким,
например, как онлайновые RPG (Role-playng Game) с ежемесячной
абонентской платой. "Мы заинтересованы в создании новой категории игр,
которые будут одинаково интересны как истинным геймерам, так и простым
пользователям сотовой связи'", - сказала г-жа Уфина.
Впрочем, несмотря на громкие заявления со стороны Nokia, есть много
скептиков, которые считают, что финская компания не сможет отобрать у
Nintendo какую-либо значительную долю из подконтрольных 99 процентов
рынка портативных игровых платформ. "Я не вижу каких-то серьезных
попыток сместить Nintendo с доминирующих позиций'', - говорит Дэвид
Коул (Dаvid Cole), экономический аналитик из Сан-Диего.
Такая уверенность основана не на пустом месте. Во-первых, Nintendo
отнюдь не почивает на лаврах. В этом месяце, например, ожидается
появление новой версии GameBoy Advance, имеющей более яркий экран и
больший срок работы от одного комплекта батареек. Стоит "новых" GBA
будет 99 долларов. Во-вторых же, за спиной Nintendo более 300
оригинальных игр для GBA и более 1000 игр для GameBoy, с которыми GBA
имеет полную совместимость.
Nokia тем временем не говорит в открытую, как много наименований игр
будет доступно пользователям N-Gage. Пока лишь заявлена поддержка
платформы такими компаниями, как Sega, THQ, Taito, Activision и Eidos.
Новая ниша на рынке
Впрочем, количество доступных игр в самом начале - это не основной
вопрос. Надежды Nokia строятся на обращении к иному сектору игрового
рынка, нежели оккупированному Nintendo: главный клиент финнов -
рядовой пользователь сотового телефона, не желающий использовать для
развлечения какие-либо специальные устройства.
Япония - очень хороший пример того сегмента рынка высоких технологий,
на который ориентируется Nokia. Юный японец использует свой сотовый
повсюду: от игр со знаменитым ежиком Соником до фотографирования на
встроенную цифровую камеру. Sega не так давно открыв подписку на свои
классические игры, доступ к которым стоит всего несколько долларов
ежемесячно, уже имеет сотни тысяч подписчиков.
Jamdat Mobil, компания-разработчик игр для телефонов из Санта-Моники,
создает все новые и новые игры, подобные нашумевшей Gladiators -
пошаговому бою вооруженных соперников через сотовую связь. Да, такие
игры смотрятся хуже новейших разработок для игровых платформ от
Nintendo - там нет яркой цветной графики и прекрасного звука, зато они
дают игрокам возможность не только играть, но и общаться с друзьями с
помощью игры. Та же Gladiators съела миллионы минут "сотовых"
"разговоров", пролетевших для ее пользователей как мгновенье.
N-Gage принесет на рынок игр для сотовых телефонов более " умные"
проекты, которые будут записаны на небольшие, в четверть кредитки,
карточки памяти, вставляемые в ее разъем. Эти карточки позволят
компаниям-разработчикам продавать свои игры через сеть - путем простой
записи, в то время как за картриджем для GBA надо по старинке идти в
магазин.
Nokia и прочие сотовые компании вовсе не желают подмять под себя рынок
портативных игр, а лишь пытаются закрепиться на нем: если каждый
пользователь сотового телефона будет платить своему оператору 4 доллара
в месяц за возможность играть в многопользовательские игры в сети
(сотовой, не Интернет!), то, согласно аналитикам рынка, в 2007 году
объемы прибылей составили бы 4 миллиарда все тех же долларов.
Аналитик Найтеш Пэйтль (Nitesh Patel) думает, что новое игровое
устройство от Nokia надо продвигать, ориентируясь в первую очередь на
молодых специалистов (то есть, молодых людей с высшим образованием и
хорошим достатком), не забывая, впрочем, и об истинных фанатах
электронных игр. Для того, чтобы достичь широты охвата аудитории, Nokia
собирается внедрить в N-Gage неигровые функции органайзера,
FM-приемника и проигрывателя музыки (вероятно, в MP3-формате).
Почти оптимальное решение?
Риск есть. Предыдущие устройства, которые комбинировались с сотовым
телефоном, награждая его дополнительными функциями, продавались не
слишком хорошо из-за ряда компромиссных черт. "Богатый на возможности
N-Gage может оказаться почти оптимальным решением для всех'', -
говорит Стюарт Хэлперн (Stewart Halpern), исполнительный директор RBC
Capital Markets из Нью-Йорка.
Барьером может стать цена. Аналитики ожидают от Nokia, что стоимость
N-Gage в начале продаж будет около 200 долларов - а это значительно
больше, нежели комбинация из сотового телефона за 50 долларов и GBA -
за 99. "Технология Nokia достаточно хороша, но потребителю надо
доказать ее ценность'', - говорит Брайен Фаррелл (Brian Farrell),
исполнительный директор THQ, издателя игры Calabasas, разработчика,
делающего игры и для Nintendo, и для Nokia.
Перрин Каплан (Perrin Kaplan), вице-президент американского
подразделения Nintendo, подтверждает, что Nokia и Nintendo нацелены на
разные сегменты рынка: "не надо сравнивать несравнимые вещи'', -
говорит она.
Тем не менее, стоит признать, что как создатель исключительно игрового
портативного устройства Nintendo вне конкуренции. "Иметь
специализированную платформу для игр значительно лучше, нежели
комбинированную систему: она меньше "ест" батарейки, у нее лучше
качество игр'', - говорит Шигеру Майамото (Shigeru Miyamoto), главный
исполнительный директор Nintendo и создатель многих хитов этой
компании, - "отдельно взятый сотовый телефон и простая портативная
приставка даст фору в сто очков любому монструозному комплексу.''
Mercury News по материалам издания Железная столица Новости по теме: |